15 ноября 2013 г.

Историко-литературные викторины

Любимые многими педагогами уроки-викторины, конкурсы, с определенными изменениями, хорошо вписываются в модель компетентностного подхода к обучению. Накоплен опыт проведения интегрированных историко-литературных викторин «Москва времен Ивана Грозного (быт конца XV –XVI веков)» по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Полтавская битва» по поэме А.С.Пушкина «Полтава», «Истоки кубанского казачества» по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», «Пугачевский бунт в истории России» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «Быт русского дворянства первой половины XIX века» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», которые могут быть использованы в процессе деятельности по реализации концепции.

Викторина проводится только после изучения материала и на уроках истории, и на уроках литературы, при необходимости – повторяется тема только одного учебного предмета.

«Полтавская битва» по поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Цели урока:
-формировать бережное отношение к истории Отечества, развивать интерес к предметам история и литература;
-формировать ключевые компетенции:
-интеллектуальные – самостоятельно отбирать необходимые для решения учебных задач справочные пособия и Интернет-ресурсы, выявлять причины и следствия явлений, составлять логические цепочки (Нарвская конфузия - реформы армии- первые победы);
-оценочные – при подведении итогов (цена петровских преобразований для каждого сословия и возможности, открытые реформами);
-коммуникативные – в ходе групповой деятельности (наладить взаимодействие в группе, уметь аргументировать свою точку зрения).
Опережающее задание каждой команде игроков:
-подготовить краткие сообщения
о создании поэмы «Полтава»;
о структуре и сюжете поэмы;
об основных персонажах поэмы;
-подготовить историческую справку: «Северная война», биографические – «Петр I» и «Карл XII»;
-подготовить презентацию «Отражение Полтавской битвы в произведениях искусства»
-подготовить отрывок из поэмы наизусть (по выбору учителя литературы)
Ход урока:
Вступительное слово учителя – объяснение целей и правил викторины – время краткого сообщения ограничено тремя минутами, обсуждение вопроса – одной. Капитаны команд получают конверты с заданиями. Каждая команда должна представить одно сообщение литературной части и одну историческую справку.
Ученики (по одному представителю от команды) делают краткие сообщения о создании поэмы «Полтава», о структуре и сюжете поэмы, об основных персонажах.
Учитель истории предваряет историческую и биографические справки учеников: выход к незамерзающим морям – одна из важнейших задач, стоявших перед Россией еще с XVI века. В начале XVIII века все силы русской внешней политики направлены на решение этой задачи. Агрессивная политика Швеции лишила германские государства, Данию, Польшу части прибалтийских земель. Желание вернуть захваченное и благоприятная международная обстановка явились основой союза, направленного против Шведского королевства.
Ученики выступают с исторической и биографическими справками.
Вступление России в войну со Швецией началось с окружения и осады Нарвы - крупной шведской крепости на берегу Финского залива. С 16 сентября по 19 ноября русская армия безрезультатно осаждала Нарву. Серьезное численное превосходство (34 тысячи против 2 тысяч гарнизона ) не помогло захватить крепость. Карл XII перебросил войска в восточную Прибалтику, к 18 ноября подошел к Нарве. 19 ноября 23-тысячная армия Швеции, после артиллерийской подготовки, прорвала оборону и заставила русские войска отступить. Преображенский, Семеновский, Лефортов полки продолжали удерживать свои позиции, показали высокую боеспособность. Потери русских войск составили более 7 тысяч человек и 145 орудий.
Вопрос: Под каким названием в историю Северной войны вошло поражение под Нарвой? Объяснить термин.
Ответ: Нарвская конфузия.
Поражение под Нарвой стало тяжелым уроком для России. Отныне все реформы Петра диктовались войной. Нужна была боеспособная армия и средства, чтобы ее содержать, промышленность для производства оружия, учебные заведения для подготовки специалистов. Царь проводит решительные действия: распускает после Нарвы дворянскую конницу, проводит призыв «даточных людей» в армию, заново создает артиллерию и получает прозвище «царя-антихриста».
Вопрос: За что Петр I был предан церковному проклятию и получил прозвище «царя-антихриста»?
Ответ: С церквей снимали колокола и переливали их на пушки.
Русская система обучения и воспитания армии складывалась в ходе Северной войны. Сначала в инструкциях, «Учреждении к бою», «Для воинской битвы правилах», затем в «Уставе воинском».
Вопрос: Что обеспечивает победу, по мнению Петра?
Ответ: «Добрые порядки, то есть дисциплина и искусство воинское», а также «справное оружие». («Устав воинский»)
По образцу лучших частей русской армии – Преображенского и Семеновского полков формируется новая армия.
Вопрос: Объяснить термин «рекрут».
Ответ: Представитель податного сословия, призванный на пожизненную службу.
К 1708 общая численность армии составляла 135 тысяч человек, хорошо обученных, закаленных в боях, дисциплинированных, с русским офицерским составом.
Вопрос: Какое сражение Петр I считал «первой пробой солдатской», «первой победой над регулярным войском»? Какое еще вам известно высказывание Петра об этой победе?
Ответ: Сражение при Лесной (28 сентября 1708 года), «Матерь полтавской баталии».
Гетман Украины Мазепа изменил присяге и перешел на сторону Карла XII. Он обещал поднять восстание и присоединиться к нему с казачьим войском.
Вопрос: Кто из украинских должностных лиц пытался разоблачить Мазепу?
Ответ: Генеральный судья Кочубей и полтавский полковник Искра.
Когда Мазепа объявил казакам о переходе на сторону Карла XII, то большая часть вернулась назад. Гетман привел около 50 человек вместо 2 тысяч, и возможность нового похода шведов на Москву стала сомнительной.
Не оправдались надежды Карла XII на выступление Турции и Крыма против России. 25 апреля 1709 года армия шведского короля начала осаду Полтавы.
Вопрос: Какие надежды связывал Карл XII с взятием Полтавы?
Ответ: Открывался путь к Москве, надежда на захват продовольствия.
Полтаву защищали 4 тысячи солдат и 2,5 тысячи вооруженных жителей под командованием полковника Келина.
Вопрос: В чем значение героической обороны Полтавы для исхода полтавской битвы?
Ответ: Петр I получил возможность перегруппировать войска.
25 июня Петр передвинул армию ближе к Полтаве, выбрал для предстоящего сражения пересеченную лесистую местность.
Вопрос: Какие укрепления были построены для сражения, на каком расстоянии друг от друга они находились?
Ответ: 6 редутов на расстоянии ружейного выстрела, перпендикулярно им еще 4, но 2 из них были недостроены. Система редутов заслужила самую высокую оценку военных специалистов того времени как нововведение в военном искусстве.
Петр наметил сражение на 29 июня, когда на помощь русской армии должны были подойти гетман Скоропадский с украинскими казаками и калмыцкий хан Аюка. Узнав об этом, Карл XII решил атаковать русскую армию на рассвете 27 июня. Ночью авангард конницы Меншикова обнаружил наступление врага.
Вопрос: Какую часть кавалерии возглавлял Меншиков?
Ответ: Драгуны.
Ученик читает наизусть:
«Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки»
Конница Меншикова вышла за линию редутов и завязался ожесточенный бой.
Вопрос: Какие трофеи подняли боевой дух русской армии в начале боя?
Ответ: 14 шведских знамен, захваченные драгунами Меншикова.
Сам Меншиков, выполняя новый приказ Петра, с пятью драгунскими полками и пятью батальонами пехоты преследовал отделившиеся от основной армии подразделения шведов.
Вопрос: Подтвердите текстом.
Ответ: «…Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкий Шлипенбах»
Первый этап боя был завершен. Все готовились к решительному сражению на опушке Будищинского леса.
Ученик читает наизусть:
«…Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Равняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая,..»
Оба монарха для воодушевления армии объезжают войска: (ученик продолжает)
«И се – равнину оглашая,
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра
И он промчался пред полками,
Могущ и Радостен как бой…»

«…Он поле пожирал очами,
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова…»
Вопрос: Кого А.С.Пушкин называл птенцами гнезда Петрова?
Ответ: «…В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.»
Вопрос: В этих строках перечислены все командующие войсками русской армии. Назовите рода войск.
Ответ: Шереметев – главнокомандующий, Я.Брюс командовал артиллерией, Боур - кавалерией, Репнин – пехотой, А.Меншиков – драгунами.
К сражению у Будищинского леса у русской армии было серьезное численное превосходство: 42 батальона пехоты, 69 эскадронов кавалерии против 18 батальонов пехоты и 29 эскадронов кавалерии. КарлXII объезд войск совершить не мог и его пронесли перед построенными полками.
Вопрос: Почему? Подтвердтите текстом.
Ответ: Накануне король Швеции был ранен и не мог держаться в седле.
«И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной Карл явился…»
Вопрос: Какая из армий в поэме первой начинает сражение?
Ответ: «…Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки…»
В действительности обе армии почти одновременно двинулись навстречу друг другу. Русская артиллерия нанесла значительный урон шведской пехоте. КарлXII приказал сблизиться с русскими войсками на расстояние ружейного выстрела и атаковать. Сомкнутые ряды шведских войск заставили отступить первый батальон Новгородского полка. Второй батальон Петр повел в контратаку сам. Прорыв шведов был ликвидирован.
Вопрос: Какие предметы сохранили для потомков память об этой контратаке?
Ответ: Седло и шляпа ПетраI, пробитые пулями, хранятся в Государственном Историческом Музее в Москве.
Русские войска перешли в наступление, тесня шведов и в центре, и на флангах.
Вопрос: Подтвердите цитатой ожесточенный характер боя.
Ответ: «…Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы…»
В разгар сражения шведская армия дрогнула.
Вопрос: Какой слух вызвал панику в шведской армии?
Ответ: Слух о смерти КарлаXII. Русское ядро действительно попало в носилки шведского короляи разбило их. Упавший с носилок король только ненадолго потерял сознание.
Ученик читает наизусть:
«…Еще напор и враг бежит:
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи, и
Падшими вся степь покрылась
Как роем черной саранчи.»
Значительными были потери шведов в Полтавской битве: убитыми 9234 солдат и офицеров, пленными – 2847, в том числе первый министр граф Пипер, фельдмаршал Реншильд, были захвачены вся королевская канцелярия и 2 млн. золотых саксонских ефимков. Потери русских: 1345 - убитыми и 3290 – ранеными.
Ученик читает наизусть:
«Пирует Петр,и горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен»
На пир в честь победы ПетрIпригласил пленных шведских генералов и поднял тост в их честь.
Вопрос: Какой тост провозгласил ПетрI?
Ответ: За здоровье своих учителей в военном деле.
Подведение итогов викторины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий