2 декабря 2013 г.

Москва времен Ивана Грозного

Предлагаю вашему вниманию еще один урок из цикла. С вариациями, учетом возраста он получался и для 7 класса, когда изучают произведение М.Ю.Лермонтова на уроках литературы, а материал по истории необходимо повторить (XVI век на уроках истории изучают в 6 классе), и для 10 класса на совершенно другом уровне.
Урок-викторина «Москва времен Ивана Грозного»
Цель урока: актуализация знаний учащихся по истории и литературе, расширение знаний по теме «Россия в к XV-XVI в.в.», развитие интереса к предмету, гуманизация процесса обучения.
Оборудование: репродукции портрета М.Ю. Лермонтова, иллюстрации с изображением одежды, оружия, хозяйственной утвари, фотографии внешнего вида и внутреннего убранства Успенского собора.
Подготовительный этап: 4 ученика готовят наизусть фрагменты «Песни о грозном царе…», 3 ученика готовят краткие сообщения по темам «Опричнина», «Домострой – сборник жизненных правил», «Кулачный бой».
Ход урока
I.Оргмомент.
II.Урок-викторина.
1. Вступительное слово учителя
2. Исполнение музыкального произведения (отрывок)
3. Ученик читает наизусть
«Над Москвой великой, златоглавой,
Над стеной кремлёвской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серы разгоняючи,
Заря алая подымается… »
Учитель: Москва XVI не похожа на тесные западноевропейские столицы. Широко и привольно раскинулась она, поражающая обилием зелени и воды. Сверкали на солнце маковки церквей, белели зубчатые стены монастырей, подымались боярские хоромы с фигурными теремками, а вокруг дома, домики, домишки… Над городом возвышался укреплённый кремлёвский холм. Москва-река делала неприступной одну из сторон холма, подход к другой закрывала болотистая пойма реки Неглинной, поэтому Кремль получил форму неправильного треугольника, окруженного зубчатой стеной

Вопросы:
• Сколько башен в Кремле (20, 3-круглые, прямоугольные 17)
• Когда была перестроена Кремлёвская стена (при Иване III в 1485-1495г.г.)
• Почему Москва носит прозвище белокаменной (по стене прежнего Кремля, построенного при Дмитрии Донском)
• Башни и стены завершаются короной зубцов, у которых не было аналогов в русской архитектуре. Почему? (строители итальянские мастера, зубцы - характерная черта венецианской архитектуры)
• Головы каких храмов дали Москве это прозвище. Кем и когда были построены?
(Успенский – А. Фиораванти 1479 по образцу Успенского собора во Владимире
Благовещенский – домовая церковь. 9 голов, русские мастера
На месте современной Красной площади расположился главный торг Москвы-Пожар и Гостиный Двор)
• Кого называют гостями? (Многим иностранным купцам было выгодно продавай свой товар оптом, поэтому Степан Парамонович в своей лавке на Гостином дворе торгует иностранными товарами)
• Назвать товар (шелк) У Алёны Дмитриевны лицо закрывает фата (шелковая бухарская)
• Торговал Калашников у Кремлёвской стены, где жил купец? («И пошёл он домой, призадумавшись, к молодой хозяйке, за Москву-реку»)
• Сообщении о домах времён Ивана Грозного (Древнерусский дом сооружался в чистоте: «Всегда всё было бы измыто и выскоблено, и вытерто, и сметено»)
• «Грязные ноги отирать, ино лестница не угрязнится, а у сеней перед дверьми рогожец, или войлок ветшалый положи» • Ученик наизусть:


«Как запру я тебя за железный замок,
За дубовою дверь окованную,
Чтобы свету божьего ты не видела,
Моя имя честное не порочила..."
И услышав то Алёна Дмитревна
Задрожала вся, моя голубушка,
Затряслась как листочек осиновый,
Горько-горько она восплакалась,
В ноги мужу повалилася.»
 • Объяснить чем так напугана Алёна Дмитриевна? (дурак на стене - плеть для жены)
Учитель: «Домострой не рекомендует мужу бить жену железными и деревянными предметами, «поучать надо, вежлевенько, плетью», «муж, который жену не бьёт о душе своей не радеет и сам погублен будет и дом свой погубит».
Сообщение о положении женщины в семье и обществе.
Чтение наизусть: «Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие своё и веселие.» (чтение дважды до и после вопросов о венцах.)
• Что такое венец (шапка-атрибут царский)
• Где возлагают венцы на голову? (Успенский собор, во время венчания. 1547-впервые царское венчание)
• Самый известный венец (шапка Мономаха, не ранее XIV в, подарок хана Узбека)
Учитель: В царствование Грозного был создан ещё один венец в честь важнейшего события его правления. Венец был вычеканен из золота с чернью (секрет утрачен в XVI в.) и тонким орнаментом
 • Назвать событие и название венца ( Казанский - в честь взятия Казани 1552 г.)
После второго чтения сообщение о сервировке столов и правилах ведения пира: посередине просторной палаты высился почти до потолка поставец-предок наших буфетов, на нём пирамида золотой и серебряной посуды: «Рассольники» - плоские вазы на чеканных ножках, «сулеи» - узкогорлые серебряные фляги, блюда с рифленой чеканкой, ковши, множество кубков, разной высоты
Столы накрывают вдоль стен, рядом с царским - столы сыновей, далее - -приближённых в зависимости от знатности и положения. Напротив царского стола ставили столы для послов. Самая дорогая посуда стояла на столах царя, царевичей и послов. «Трудно поверить как много при сем случае было»
• Что такое поставец (см. выше)
• Назвать функции «В столы смотрящих» (следят за порядком)
Жидкие блюда наливали в мисы, одну на 3-4-х человек, мясные подавали нарезанными на куски, их брали руками и отправляли в рот. Перед пирующими стояли тарелки.
• Для чего тарелки на пиру (для костей)
Повар, готовящий для царя, пробовал кушанье в присутствии стольника, затем его вручали ключнику, который под охраной стольника нёс блюдо через весь двор с кухни. Во дворце блюдо сдавали дворецкому, который заведовал царским столом и также пробовал кушанье. Только после этого дворецкий передавал блюдо стольнику, который стоял за спиной царя.
• Что предполагает должность стольника? (выполняет важные поручения царя в войске, приказах и вотчинах, пользуется доверием царя, эта должность-пожалование за большие заслуги)
От стольника блюдо принимает крайничий, только он имеет право ставить кушанье на стол, предварительно попробовав.
• Назвать функции чашника (держать царский кубок, пробовать вино, подавать его царю)
На пиру было жарко от накалённый печей, но царь, бояре и опричники сидели в меховых шубах.
«А на праздничный день твоей милостью Мы не хуже другого нарядимся»- говорит царю Кирибеевич.
Расшитая цветами и золотыми нитками рубашка считалась нижней (исподней). Исподней одеждой был и зипун - длинный до колен с длинными рукавами (зачастую из шелка другого цвета), со стоячим воротником. В зипуне ходили только дома, в кругу семьи и домочадцев. Принимая гостей или выходя из дома, поверх надевали кафтан из цветного шелка, парчи или бархата, с застёжкой сплетённой из золотых или серебряных проволочек. В торжественных случаях поверх кафтана накидывали просторную и длинную шубу с соболиным воротником. Количество шуб и вид меха на них зависели от происхождения и богатства, иногда пуговицы были дороже самой шубы. Ценились горностай, соболь, бобёр.
Где пировал царь?
Кремлёвский дворец был восстановлен, с большой пышностью после 1547.
• Почему дворец восстанавливали (1547г-можар в Москве, приписанный колдовству Глинской-бабки царя)
В Кремлёвском доме было до тысячи помещений, состоял он из частей, построенных в разное время, соединенных площадями, галереями, висячими переходами и крылечками. Каждое крыльцо имело название: с одного читали указы, по-другому - вводили восточных послов, по третьему - европейских, специальное крыльцо было для слуг.
• Почему одним крыльцом никто не пользовался (вело в царские покои, только для царя)
Нижний этаж дворца - подклет - каменный, для служебных помещений – поварня, пекарня, квасная, швальня (портновская), чеботарня (сапожная), псарни, помещения для соколов истопничья палата. Верхний, жилой этаж - деревянный. Среди построек дворца выделялась Грановитая палата – приёмный зал русских царей.
• Когда и кем построена Грановитая палата (При Иване III, итальянскими мастерами)
Грановитая палата белокаменным крыльцом соединилась с Большой золотой палатой, а та - переходом со Столовой палатой – местом пиров.
Но если речь идёт о времени опричнины, то живёт и пирует царь не в Кремлёвском, а в Опричном дворце. «Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золочёный ковш
И поднесть его опричникам.
- И все пили, царя славили.»
• Кто такие опричники?
• Назвать отличительный признаки опричников (Метла и собачья голова)
• Назвать заявленные цели опричнины
• Какими привилегиями пользовались опричники?
•Назвать наиболее известных деятелей опричнины
Опричный дворец находится напротив Кремля опричном дворе. Въезжать на двор имел право только царь, остальные входили пешком без оружия.
Обстановка жилой части дворца была такая такой же как и у других людей: правый угол занимает стол под иконами, покрытый сукном зелёным или алым, вдоль стен дубовые лавки, покрытые сукном, но наволочки на «на ватники» шили из парчи, шелковой тафты или …… кожи. Стулья и кресла украшали резьбой, золотом или серебром, но обычно в царских покоях стоял только один стул.
• Почему стул только один? (для царя, второй стул вносят, если приходит член его семьи или митрополит)
Кроме лавок у стен стояли подобия комодов с выдвижными ящиками для писем, документов и открытыми полками для дорогой посуды.
Стены изнутри обвиты тесом, обиты войлоком и сверху сукном. Занавеси на дверях – из тяжелого шелка.
Кулачный бой. «Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.»
Сообщение о кулачном бое.
Существует 3 вида кулачного боя: «Стенка на стенку», один на один, сам на сам или поле- последний – судебный поединок без правил проходил не у Москвы-реки, а у Ильинских ворот Китай-города, вызов на такой поединок «просить поля»
• Объяснить почему обиженный Калашников не мог «попросить поля» у Кирибеевича
Кирибеевич – опричник, он неподсуден любым государственным законам, любое его действие оправдано.
Кулачный бой «стенка на стенку» и «один на один» - развлечение, где бой идёт по правилам.
• Назвать правила (лежачего не бить, по виску и «под микитки» (под вздох) не ударять)
• Подтвердить цитатой, что Калашников нарушил правила боя (… «ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча»…)
Казнь и историческая ошибка

• Привести цитату – описание лобного места:
«По высокому месту лобному
Во рубахе красной с яркой запонкой,
С большим топором навострённым,
Руки голые потираючи,
Палач весело похаживает»
Лобное место – государева трибуна, где зачитывают указы и приговоры.
III Заключительные слова, подведение итогов.


2 комментария:

  1. Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Очень понравилась разработка. Получится ли ее использовать за один урок или проще не спешить и провести как внеклассное занятие без ограничения времени? С уважением, Елена Калинина

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Елена Николаевна! Вопрос очень профессиональный, получалось успеть за 40 минут с десятым классом, с седьмыми приходилось объединять урок истории и урок литературы, плюс в вопросах необходима корректировка с учетом возраста, предлагаемые для очень продвинутых семиклассников или для очень среднего старшего класса.

    ОтветитьУдалить